Перейти к содержанию
Phantom's Brick

Layton Fairworth - englishman in Europe


Рекомендуемые сообщения

Послевоенная Европа восстанавливалась из руин, потребность в автомобилях росла как на дрожжах. Не стали исключением и грузовые автомобили, ведь те же самые краны, самосвальные кузова или простые платформы надо было на что-то прикрепить, а рамное грузовое шасси подходит для этого как нельзя лучше. Впрочем, перевозка нескольких тонн необходима не всегда и не везде.

Layton Fairworth (читается как "лэйтон фэйрворф") стал первой совместной разработкой конструкторского отдела Layton Motors Limited с европейским подразделением американского автопроизводителя Vapid Motor Company (Vapid Europe), который за несколько лет до этого купил весомую долю акций английской компании. Будущий Fairworth создавался в начале 1960-х на замену устаревающему Layton LL 20 cwt, и на тот момент времени инженеры закладывали прогрессивные решения, (например, передний привод и независимая подвеска), но американцы посчитали, что для такого автомобиля подобным стоит пока что пренебречь. Опыт эксплуатации того же LL 20 cwt и его конкурентов показал, что покупателям коммерческого транспорта нужен простой в обслуживании, грузоподъёмный и эргономичный транспорт. После долгих изысканий инженеры из Layton и Vapid пришли к следующему консенсусу: вынужденный отказ от технических новшеств компенсируется повышенной надёжностью, некоторой унификацией с существующими легковыми автомобилями и переработкой эргономики как для водителя, так и для ремонтников.

53809031033_451259b98a_h.jpg

"Больше, чем вы ожидаете!" - с таким слоганом первые "лэйтоны" вышли на рынок родной Великобритании в январе 1966 года. Новый автомобиль произвёл успех благодаря своему дизайну и применённым американским подходом при проектировании: рамная конструкция, широкая колея, просторный кузов, капотная компоновка, простой и тяговитый двигатель, удобное рабочее место водителя. В продажу поступило несколько вариантов: цельнометаллический фургон, грузопассажирский (комби), микроавтобус, а также базовое шасси с обычным бортовым кузовом в качестве надстройки.

Перед самым стартом продаж машина была представлена под наименованием Layton Fairworth 17 cwt* с обозначением грузоподъёмности как на предыдущей модели, но это быстро убрали, так как в глазах покупателя новый фургон перевозил на 150 килограмм меньше, чем предшественник. Дополнительно, у предсерийных образцов был z-образный молдинг по бортам кузова, который был убран уже по производственным и практическим соображениям. Некоторое время дилеры сами ставили его по заказу покупателя, однако и эта затея быстра канула в лету.

53447367617_02e86bcba2_h.jpg

Помимо этого, покупателям предлагалась небольшая гамма двигателей: от дизельной рядной четвёрки до бензинового v-образного шестицилиндровика. С шестью "горшками" возникла занятная ситуация: моторный отсек хоть и был вынесен вперёд (в отличие от своего предшественника или конкурентов, где двигатель располагался либо над, либо между передними сиденьями), но его размеры были недостаточными для больших моторов. Для этого фургону немного удлинили переднюю решётку. Подобные варианты среди английских водителей называли "bull's nose" (бычий нос) или "pike" (щука), в Германии и Австрии - именами Леви или Лазарь, а в Нидерландах - "Knorretje" (Пятачок, в честь друга Винни-Пуха).

53494989211_b952a8368e_h.jpg

Год от года спрос превышал предложение настолько, что имевшиеся у Layton Motors Limited производственные мощности не позволяли в полном объёме удовлетворить потребности покупателей. Интересна была статистика продаж по моделям: малотоннажные фургоны (цельнометаллические, комби и микроавтобусы в совокупности) больше всего продавались у себя на родине, в то время как европейский рынок массово закупал шасси. Как раз в это время в Германии должен был открыться крупный завод Vapid. Американцы предложили рассредоточить в Европе производство шасси, когда как Великобритания будет поставлять фургоны. И овцы сыты, и волки целы.

53564735072_8b090720ba_h.jpg

В 1970 году в частной фирме Fast Fox Dash, специализирующейся на мелкосерийном производством спортивных машин и сотрудничавшей с Layton Motors Limited, кому-то из местных инженеров пришла в голову светлая мысль сделать "фэйрворф" самым быстрым фургоном. Что для этого надо? Спортивный обвес, ливрея, широкие шины и мощный двигатель. Если с первыми тремя пунктами проблем не возникло, то вот с последним... Подкапотный отсек небольшой, растягивать его куда-то ещё нецелесообразно. Поступили радикально: от изначального автомобиля остался только кузов, который был установлен на шасси Vapid Bullet тех времён. Рядный восьмицилиндровый двигатель имел мощность в невообразимые 405 лошадиных сил и мог разгонять фургон до сумасшедших 250 км/ч. Layton Excess, а именно так назвали "супервэн", вызывал ажиотаж у публики на спортивных соревнованиях или автовыставках. Единственный экземпляр дожил до нашего времени в первозданном виде и сейчас хранится в Британском автомобильном музее.

53808761680_1bb680d8b9_h.jpg

Стремительная популярность Layton Fairworth в Западной Европе не обошла стороной и внимание Восточного блока. Официальных поставок в страны социалистического лагеря не было по понятным причинам, но редкие экземпляры попадали в качестве автомобилей поддержки посольств и дипмиссий. Через какое-то время машины списывались и продавались в специальных розничных магазинах ("Байкал" в СССР, "Fantazie" в Чехословакии и другие) за иностранную валюту или особые чеки, которые обычным рабочим получить было практически невозможно. Впрочем, даже если что-то нельзя, но очень хочется, то это что-то вполне можно достать в необходимых количествах. Так, в 1972 году на улицах Москвы появилось некоторое количество "лэйтонов" в варианте удлинённого микроавтобуса для... Госавтоинспекции. Часть из них стали передвижными постами, а часть использовалась для перевозки личного состава и в качестве автомобиля оперативных групп милиции. Каким образом и в каком количестве появились эти машины в Советском Союзе неизвестно до сих пор. Известно лишь то, что они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, особенно в сравнении с отечественными "симбирами" и "янтарями".

К середине 1970-х количество "фэйрворфов" было значительным, их знали почти в каждом уголке Европы, постепенно проникая в страны Африки и Азии, а наименование Layton (именно название фирмы, а не название модели - Fairworth) стало для таких машин нарицательным. На волне успеха появлялись аналогичные конкуренты, которые привносили уже что-то новое за доступную цену. К этому же времени спрос на автомобиль образца 1960-х стал постепенно падать, необходимо было что-то решать. В 1973 году американцы полностью выкупают Layton Motors Limited и включают его в давно существующий британский филиал Vapid UK, а затем проводят модернизацию. Кузов фактически оставили каким он и был, но по технической и косметической части была проведена значительная работа. В 1975 году на рынок выходит Vapid Layton, но это уже, как говорится, совсем другая история...

*cwt с англ. хандредвейт, неметрическая единица массы, 1 cwt равен примерно 50,8 килограмм, в данном случае речь идёт о примерно 863 килограммах

 

Изменено пользователем kiren_sun
  • Нравится 2
  • Спасибо 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...